вторник, 18 июня 2019 г.

Математические игры для детей.

У современных детей новое мышление. Они очень много времени общаются с электронными средствами: планшетами, телефонами, смартфонами и т.д. Многие родители поощряют такие увлечения детей, у меня же как у педагога это вызывает лишь негодование. Именно поэтому в последнее время стали очень популярны и востребованы развивающие игры. Психологи установили, что обучение и развитие детей должно быть непринуждённым и даже незаметным для детей. Здесь на помощь и приходят игровые технологии. Средства умственного развития разнообразны и одним из таких средств являются математические игры. Ведь недаром говорят, что математика - это гимнастика для ума.

Математические игры можно смело назвать интеллектуальным тренажером для логического мышления дошкольников. Дошкольнику свойственно познавать окружающий мир, исследуя его. В математических играх создаются хорошие условия для быстрой смены цели, что влечёт за собой изменчивость реакций ребёнка. Это очень актуальные навыки для современного общества - умение быстро принимать решение, мгновенно реагировать на изменяющиеся условия. В математических играх соединяются серьёзные интеллектуальные занятия и развлечение. Внешне такие игры представляют собой цепочку действий, выполняемых для забавы, но по сути, они заставляют мозг хорошенько потрудиться.

Игровые действия в математических играх производятся на основе чётко сформулированных правил. Нарушение этих правил приводит к проигрышу играющего.

Знания, умение и навыки, формируемые с помощью математических игр, всегда пригодятся в повседневной жизни. В этих играх ребёнок учится контролировать своё поведение и свои действия, что немаловажно при подготовке ребёнка к школе. Играя, ребёнок проявляет самостоятельность. Через игру малыш учится добиваться поставленной цели, доводить начатое дело до конца. Как не странно, но математические игры создают условия для развития творчества.

Все математические игры для детей можно разделить на различные группы по направленности влияния на развитие ребёнка. 

Игры на плоскостное и объёмное моделирование.

В основном эта группа игр направлена на сенсорное развитие ребёнка. Такие игры очень распространены в использовании. С помощью них развивают образное мышление, умение создавать воображаемый образ. Как правило, суть этих игр заключается в составлении целого объекта из его частей. К группе игр на плоскостное и объемное моделирование относятся большинство игр - головоломок: «Танграм», «Сфинкс», «Пентамино», «Волшебный круг», «Сложи узор», «Уникуб», «Куб-хамелион», «Уголки», а также многие игры В.В. Воскобовича таких, как «Прозрачный квадрат», «Цифра-конструктор», «Чудо-крестики», «Чудо-соты» и т.д.


Игры на трансформацию.

Эта группа игр направлена на развитие пространственных представлений детей, развивают вариативное мышление и умения осуществлять целесообразные действия. Суть этих игр заключается в преобразовании объекта из одного в другое, построение фигуры из определённых элементов или изменение фигуры по какому-либо признаку. К группе математических игр на трансформацию относятся разнообразные игрушки - трансформеры такие, как: «Цветок лотоса», «Кубик для путешественников» (Новичкова И.), квадрат В. Воскобовича, а так же головоломки из спичек или счётных палочек.




Математические игры на комбинаторику и замену мест.

Эта группа математических игр способствует развитию умения осуществлять рациональный выбор пути решения, вырабатывают умение принимать правильное решение сложившейся проблемы.
К математическим играм на комбинаторику относятся: «Четыре по четыре», «Паркеты», «Пятнашки», «Цветное панно» (С.В. Ковалёва).

Логические игры с выстраиванием алгоритмов и изменением свойств фигур.

Эта группа игр способствует развитию логического мышления, формирует способность ребёнка выстраивать закономерную последовательность действий, выбирать верный путь решения сложившейся ситуации.
К математическим играм с выстраиванием алгоритмов относятся всевозможные варианты игр с «Логическими блоками Дьенеша», «Палочками Кьюизинера», а так же с наборами геометрических фигур.

Показателями сформированности у детей логико-математического опыта являются следующие параметры:

  • Освоение средств познания (дети знают сенсорные эталоны и могут применять их при обследовании окружающих объектов). Другими словами дети знают геометрические фигуры, меры длины, основные цвета и т.д. и могут сравнивать объекты между собой по этим параметрам, а так же с учётом этих признаков могут создавать собственный образ.
  • Освоение способов познания. Другими словами дети должны обладать навыками самонаблюдения, умениями обследовать предметы, экспериментировать, классифицировать, сравнивать, сопоставлять и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий